+79268855999
(Viber, WhatsApp, Telegram)

Блокчейн и логистика: идеальное совпадение. Блокчейн в логистике


Блокчейн в логистике и цепочке поставок

Компании говорят о возможностях технологии blockchain, но только 1%  организаций в настоящее время использует блокчейн в своих операциях в цепочке поставок, и совсем немногие активно инвестируют в него.

В конце 2016 г. мы поднимали тему блокчейна на примере Роттердамского судоходного порта, который принял участие в консорциуме. Новости Blockchain в секторе логистики не новы, но этот пример был уникален из-за масштаба проекта.

С этой истории технология blockchain (так как она относится к нашумевшему Биткойну) недавно получила обширное освещение. Только на прошлой неделе многие новостные агентства трубили о том, как биткойн ударил рекордную сумму в 19 340 долларов США на Coinbase, прежде чем упасть до 15 198,83 доллара в прошлый четверг. Более впечатляюще, к 2025 году эксперты отрасли ожидают, что более 10% валового внутреннего продукта (ВВП) будет привязано к блок-цепи.

Эти цифры привели к тому, что некоторые организации в секторе логистики и снабжения наконец заинтересовались феноменом блокчейн. Однако опросы показывают, что примерно половина организаций  даже не рассматривают возможности применения технологии в логистике и снабжении. Когда же вся отрасль перейдет на блокчейн?

Мастер блокчейна

Во многих статьях подробно описывается какое воздействие на разные отрасли имеет блокчейн-технологии. Мало кто вникает в технические подробности того, как это работает. Автор Lexology.com, Марк С. Блубо, кратко излагает некоторые его особенности в своей статье.

Blockchain — это децентрализованная база данных или электронная таблица (часто называемая «цифровой регистрацией»), которая поддерживается и обновляется сетью участвующих компьютеров.Эта высокозащищенная технология позволяет сторонам создавать запись (известную как блок), которая привязана по времени и связана с предыдущим блоком, так что она не может быть изменена задним числом без изменения всех последующих блоков.Цифровая книга обычно доступна для публики, но также может быть закрытой.Blockchain — это технология, поддерживающая Bitcoin и другие криптовалюты, протокол для цифровой книги, который позволяет подтвердить право собственности и передачу права собственности от одного объекта другому без использования доверенного стороннего посредника (например, банка).

Невероятный большой потенциал, невероятно маленькие вложения

Автор онлайн-журнала Supply Chain Management Review Бекки Партида в начале этой недели написала статью об исследовании, проведенном APQC.

Исследователи опросили 101 специалиста по логистике. Вот какие результаты:

Примерно 1/3 указала на то, что блокчеин имеет потенциал для создания конкурентного преимущества для своих организаций в течение следующих 10 лет. Около 10% респондентов считают, что блокчеин изменит индустрию в течение того же периода времени

Однако Партида указывает, что Digital Supply Chain Institute (DSCI) провел собственное исследование профессионалов цепочки поставок. Треть этой группы — «либо крайне, либо умеренно незнакома с блочной цепью».

Исследования, проведенные DSCI и APQC, показывают, что только 1% ответивших организаций в настоящее время использует блок-цепь в своих операциях цепочки поставок, и только 35% в настоящее время изучают использование блокчейна.

Из опрошенных (в обоих исследованиях) почти 50% организаций не используют или не изучают блок-цепь или ее возможности.

Часть причин этих цифр связана с тем, что технология слишком нова. Биткойн и блокчейн были восприняты всерьез широкой общественностью последние только пару лет назад. По мере распространения большего количества информации о технологии, заинтересованность компаний будет лучше переводиться в инвестиции.

Немного кейсов

В логистике наиболее известная пилотная программа блокчейнов включала Maersk и IBM. Он сосредоточился на создании цифрового распределенного регистра, чтобы создать единое электронное место, где можно было разместить все несметные документы, связанные с отгрузкой.

В одном спроектированном пилоте компанией T-Mining блок-цепочка распределяет доступы и передает задачи для персонала — например, водителю грузовика — забрать груз. Одним из ключевых преимуществ блокчейна является то, что он намного безопаснее, чем традиционные ИТ-решения.

В организации под названием Kouvala Innovation есть еще более смелое видение. Поддоны с метками RFID могут в себе нести информацию об адресе загрузки и выгрузки на определенную дату. Перевозчики будут методом майнинга передовать свои ставки, а тег RFID выберет победителя исходя из цены и необходимых требований. Это уже происходит в «уберах в грузоперевозках», но с помощью блокчейна можно вообще убрать человеческий ресурс и лиц, принимающих решение — за них все будет делать блокчейн — система торгов.  При этом метка будет отслеживать перевозку с самого начала до конца, передавая точные статусы и координаты нахождения.

Также считается, что эта технология может быть эффективной в плане точного отслеживания и контроля перевозки пищевых продуктов и лекарств и снижения затрат, связанных с факторингом. Provenance, интегратор программного обеспечения из Англии, использует технологию blockchain для проверки  продуктов питания. Так компания проверяет пойманного в Индонезии и доставленного в японские рестораны тунца на предмет «подлинности». Provenance считывает информацию с датчиков или RFID-меток и записывает их на блок-цепь, чтобы отслеживать рыбу с «крюка на вилку». IBM также заинтересована в отслеживании пищевых продуктов и объявила о консорциуме с несколькими основными производителями продуктов питания и розничными торговыми сетями.

Некоммерческая организация Sweetbridge пытается использовать блокчейн для снижения стоимости международных операций в цепочках поставок. Обычно крупная международная компания закупает товары у мелких производителей, но оплачивает их с большой отсрочкой платежа. Вследствие чего мелкие поставщики вынуждены брать факторинг, чтобы обеспечить достаточный денежный поток для работы. Это увеличивает затраты не только для поставщика, но и для всей цепочки поставок. Blockchain может значительно снизить финансовые затраты, связанные с закупками.

Blockchain имеет большие преимущества с точки зрения кибербезопасности, но вы, возможно, заметили, что многое из того, что обсуждается, — это бета-планы, которые должны произойти в какой-то момент в будущем.Существуют сетевые эффекты, связанные с получением стоимости от блок-цепи в логистике. Чем больше объектов, которые участвуют, тем более ценным является решение. Но этот сетевой эффект усложняет работу с самого начала.Скорее всего, для того, чтобы получить охват, крупные компании должны будут потребовать участия своих партнеров по цепочке поставок. Но это может помешать создать необходимые стандарты.

Уже начинают появлятся целые группы с целью более быстрого внедрения блок-технологии совместно. В Америке в августе этого года была создана BITA — ассоциация со 150-ю компаниями на борту, включая 3PL компании, логистических операторов и экспедиторов, перевозчиков. Задача Биты заключается в создании стандартов и информировании заинтересованных сторон отрасли о развитии и итогах внедрения blockchain.

 

 

Поделиться ссылкой:

Оцените статью

Loading...

groozgo.ru

Использование технологии блокчейн в логистике

В данном материале мы рассмотрим теорию и примеры применения технологии блокчейн в логистике.

Биткоин — цифровая платежная система и криптовалюта, изобретённая анонимным программистом под именем Сатоши Накамото. Это одноранговая (пиринговая) транзакционная система, функционирующая без помощи третьих сторон. В рамках такой системы транзакции проверяются независимыми узлами (майнерами), и фиксируются в общедоступной базе данных известной как блокчейн. При использовании технологии блокчейн каждый пользователь хранит у себя копию общей цепочки блоков. Использование этой базы безопасно. Каждый новый блок транзакций связывается с предыдущими блоками таким образом, что несанкционированное вмешательство становится невозможным. Каждая транзакция в цепочке блоков записывается в код, содержащий детали транзакции и информацию о сторонах. Также записывается метка времени с уникальной цифровой подписью. Эта цифровая подпись является ключом и позволяет каждому блоку информации безопасно присоединяться к остальным блокам. Связность и полная прозрачность являются залогом надёжности системы. Пожалуй, наиболее поразительным фактом является то, что протокол блокчейн может использоваться не только применимо к валютным операциям, и сейчас он в корне меняет мир бизнеса — и в особенности логистику

Потенциал технологии блокчейн в логистике

Во-первых, блокчейн может заменить большинство затратных по времени и осуществляемых вручную процессов. Цепи поставок достигли этапа, на котором они способны обрабатывать очень сложные наборы данных. Но большинство процессов происходят очень медленно, вручную и зависят от бумажных носителей. Если все данные будут записываться в блоки, то результаты можно будет увидеть всем участникам одновременно. Благодаря этому многие этапы доставки будут проходить значительно быстрее.

Во-вторых, при использовании блокчейн-технологии будет легче отслеживать товары и выявлять среди них подделки. Все процессы записываются в блоки, и они доступны всем участникам. Удалить или изменить записанную информацию практически невозможно. Это значит, что отслеживать процессы, проверять метки времени и узнавать местоположение товара станет гораздо проще.

Помимо прочего, технология будет полезна для стандартизации платежей и контроля грузоподъёмности. Можно предположить, что после внедрения технологии блокчейн в логистике обнаружется ещё множество выгод, предвидеть которые заранее не представляется возможным.

Примеры использования технологии блокчейн в логистике

Некоторые компании уже довольно активно и успешно используют блокчейн-технологию.

  • Maersk и IBM используют блокчейн в работе с трансграничными транзакциями для повышения эффективности процессов.
  • Marine Transport International (MTI) – ведущий экспедитор на территории Великобритании и США. Он использует технологию для записи и хранения подтвержденной массы контейнера (Verified Gross Mass, VGM).
  • Два крупнейших порта в Европе (Роттердам и Антверпен) начали работать над внедрением блокчейна. С помощью технологии они ходят добиться упрощения взаимодействия с клиентами.
  • Walmart тестировал приложение, отслеживающее поставку свинины из Китая для переработки в США. Целью этой программы была аутентификации транзакций, повышение точности и эффективности ведения учёта.

Образец возможности эффективного применения технологии блокчейн в логистике

В прошлом были случаи, где применение технологии блокчейн могло принести пользу для логистики и экономики.

В 2006 году в США произошло массовое заражение — 199 человек были инфицированы бактерией E.coli. Специалисты в области здравоохранения объявили, что все заражённые употребляли в пищу молодые листья шпината. Управление по санитарному надзору (FDA) выступило с предупреждением для американцев, чтобы они не ели шпинат. Весь шпинат на территории страны был конфискован. FDA потребовалось две недели, чтобы отследить, с какой именно фермы был поступил этот шпинат. На протяжении этих двух недель продажа шпината была запрещена. Затем было установлено, что шпинат был получен от одного поставщика и в один день. Фермеры понесли значительные убытки потому, что источник заражения не был выявлен в кратчайшие сроки. Блокчейн-технология позволяет отследить этот и многие другие факторы за очень короткое время. С использованием этой технологии даже сами покупатели смогут получить всю информацию о товаре. Например, отсканировать штрих-код на упаковке товара и получить данные о происхождении, условиях хранения и т.д.

Одно лишь применение блокчейн-технологии не способно решить все проблемы. Тем не менее, блокчейн будет способствовать обеспечению безопасности транзакций, борьбе с мошенничеством и сокращению ошибок. Важно помнить о том, что ценность любой системы во многом определяется количеством пользователей. К примеру, если Вы одни на необитаемом острове и у Вас с собой миллиарды долларов. Эти деньги не будут иметь никакой ценности сами по себе. Таким же образом, для того чтобы блокчейн-технологии были полезны в логистике, должна существовать «экосистема» компаний. Они должны хотеть использовать блокчейн-систему и могли бы делиться в ней данными.

cargotime.ru

Пока блокчейн «в мешке», а не в логистике

Не так давно фонд «ВЭБ-Инновации» первым в России заключил первый смарт-контракт на электронной площадке B2B-Center, используя блокчейн-платформу Ethereum. Внешэкономбанк надеется, что примеру пионеров «корпоративной электронной торговли будущего» последуют и другие. По словам старшего вице-президента ВЭБа Глеба Юна, пилотные закупки на базе технологии блокчейн были успешно проведены. В то время как на прагматичном Западе уже подсчитывают многомиллиардную экономию. Например, Maersk в партнерстве с IBM приступил к испытанию технологии на нескольких маршрутах контейнерных линий. Крупнейший в Европе торговый порт Роттердам сделал это еще раньше – в 2016-ом. В российской логистике к новомодному термину «blockchain» пока только присматриваются. А пока эксперты присматриваются, «Логирус» интересуется следующими аспектами внедрения технологии

Цепочки поставок – чистые и неподдельные

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«На мой взгляд, блокчейн в логистике будет способствовать созданию абсолютно прозрачной и при этом конфиденциальной системы взаимодействия участников цепочки поставок. Технология обеспечит хранение последовательной информации из цепочки блоков транзакций с высокой степенью защиты данных. Благодаря чему ни один из участников цепочки поставок не сможет добавлять, изменять или удалять записи без согласия остальных.

На данный момент, чтобы предоставить клиенту достоверную полную информацию о состоянии и перемещении груза, используются дополнительные средства, которые увеличивают стоимость логистических процессов. Смарт-контракт же автоматически обеспечит контроль за соблюдением условий договора и выполнит взаимное урегулирование, если такое понадобится».

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия:

«В транспортной отрасли технология "блокчейн" может быть полезна тем, что сможет учитывать такие факторы, как объем и время изготовления продукции, свойства, состав партии, перевозчика и транспортное средство, в котором ее транспортируют; место погрузки/разгрузки, доступность на складах, доступность в розничных точках, наличие сертификатов качества и другой информации в одной системе.

Благодаря этой технологии, может быть усовершенствована аналитика оптимизации маршрутов и потоков, повышающая коэффициент эффективности использования активов».

Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»:

«В своей работе мы видим технологию "блокчейн" весьма перспективной для повышения общей эффективности компании, в том числе в сфере внешнего и внутреннего документооборота, в управлении тяговым и подвижным составом на путях необщего пользования».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Сегодня технологии на основе блокчейн – не только и не столько "волшебная палочка" для оптимизации бизнес-процессов, сколько управленческий вызов, который нельзя не принять уже в самой близкой перспективе.

«Велик риск вложить огромные средства и на выходе получить неактуальный продукт».  Велик риск вложить огромные средства и на выходе получить неактуальный продукт. Именно поэтому мы отказываемся от проектов, которые не могут показать результат за три месяца.

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«Трудно, пожалуй, найти сегодня более популярное техническое слово, чем "блокчейн". Используют его, кажется, все, кому не лень. При том, что до сих пор неизвестно, кто же его автор, кто скрывается за именем Сатоси Накамото, первым пустившим в 2008 году в оборот такие понятия, как "биткоин" и "блокчейн". Как бы то ни было, но на сегодняшний день 15% финансовых институтов (уже или всего лишь?) применяют на практике технологию блокчейн. Но это так, к слову.

Теперь, по существу. Не знаю насколько полезной может быть эта технология в других областях, но транспортной отрасли она, надо думать, в состоянии помочь. Почему? Потому, что современная транспортная индустрия достаточно далека от безупречности. Внедрение же "блокчейна", хотя эта технология тоже неидеальна и имеет свои изъяны, способно сделать транспортную индустрию более эффективной, прозрачной, безопасной и экономной.

«Лишние звенья – бесполезная суета, беготня по различным инстанциям, так часто приводящая к головной боли – будут автоматически изъяты из процесса, что сделает его более гладким» Перечислю лишь несколько преимуществ "технологии Накамото", если так можно выразиться. Ее внедрение приведет, в частности, к сокращению бумаготворчества. Весь документооборот откроется для каждого партнера по сделке и информацией невозможно будет манипулировать, вероятность мошенничества сведется к нулю. Блокчейн повысит безопасность, контроль над всем процессом доставки груза из одного пункта в другой, снизит стоимость перевозок за счет того, что отпадет необходимость в многочисленных посредниках. К плюсам новой технологии стоит также отнести и то, что она поможет оптимизировать всю нашу деятельность. Лишние звенья – бесполезная суета, беготня по различным инстанциям, так часто приводящая к головной боли – будут автоматически изъяты из процесса, что сделает его более гладким.

Конечно, сказать проще, чем сделать. Во-первых, не надо забывать: до сих пор существует скептицизм относительно внедрения новой технологии в транспортной сфере, в логистике. Во-вторых, не так-то просто скоординировать работу всех участников в новых бизнес-процессах».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Суть технологии блокчейн заключается в фиксации отдельных шагов процесса и невозможности их исправления. Для транспортной отрасли, где цепь поставок состоит из отдельных звеньев, задача фиксации состояния товара, сопроводительных документов, взаиморасчетов по этому товару с помощью блокчейна может быть решена очень эффективно».

«Ускорители» блокчейн-пришествия

Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»:

«Сегодня драйвер развития технологий "блокчейн" – стремительно меняющейся мир. Традиционно логистика в России развивается существенно медленнее европейского и американского рынков. Тем не менее, «РЖД Логистика» сейчас активно рассматривает возможные варианты и просчитывает эффективность от использования современных IT-технологий. Очевидно, что блокчейн, как концепция структурирования и работы с данными, будет использоваться в работе логистических компаний, так как строить современную логистику без использования передовых IT-решений невозможно».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Драйвером развития станет назревшая необходимость сделать прозрачными цепочки поставок от производителя до конечного потребителя. И, конечно, возможности оптимизации затрат. Соответственно, повышение маржинальности бизнеса и при этом удешевления услуги для потребителя – это взаимные процессы, находящиеся в балансе».

«Драйвером развития станет назревшая необходимость сделать прозрачными цепочки поставок от производителя до конечного потребителя»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«В первую очередь драйвером развития станут лидеры – заметные игроки на транспортно-логистическом поле. Именно они, подобно ледоколам, в состоянии разрушить «лед сомнений» относительно блокчейна и, внедрив технологию у себя, потащить за собой всех остальных.

Так, во всяком случае, происходит в мире. Например, последовательно внедряет блокчейн в свою логистику и Walmart. В 2016 году компания начала сотрудничать с IBM для цифрового отслеживания поставок свинины из Китая, а позже приняла решение распространить практику и на другие продукты. Ко всему прочему Walmart запатентовала «умные посылки», использующие блокчейн-технологию. О переводе своих трансграничных поставок на блокчейн-технологию объявил и Alibaba.

«Именно они, подобно ледоколам, в состоянии разрушить "лед сомнений" относительно блокчейна и, внедрив технологию у себя, потащить за собой всех остальных» Одним словом, подобных примеров в мире уже немало. Но это не значит, что за каждым из них следует бежать, сломя голову. Надо внимательно наблюдать».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Сегодня существует множество стартапов с технологией блокчейн для логистики. Компания, которая сделает этот процесс наиболее простым и удобным, завоюет весь мир и станет "единорогом"».

«Умная экономия» и total control

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«Блокчейн позволит отслеживать траекторию груза и вести эффективный анализ проекта в процессе его реализации. Таким образом, например, нивелируются либо минимизируются финансовые издержки, связанные с неполной/недостоверной информацией и сроками ее передачи. Также сократятся ошибки, связанные с влиянием человеческого фактора за счет сокращения посредников в цепочке поставок.

Кроме того, за счет автоматизации процесса передачи и анализа данных, значительно сократятся временные рамки логистических процессов. Некоторые IT-эксперты утверждают, что технология блокчейн может сократить срок обработки транзакций от нескольких дней до нескольких минут».

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия:

«Главная задача технологии "блокчейн" – снижение затрат на логистику, чтобы ее доля в стоимости товара была минимальной. Также технология поможет снизить риск недобросовестной деловой практики или недействительных контрактов на доставку, ликвидировать посредников, быстро найти подходящий транспорт для доставки и груз для перевозчика; гарантировать оплату всем участникам платформы и качественное исполнение заказа; автоматизировать и алгоритмизировать основные бизнес процессы; сформировать открытые или закрытые (конфиденциальные) цепи поставок; сократить судебные и транспортные издержки для грузоотправителя, человеческий фактор и затраты всем участникам платформы; загрузить автотранспорт и уменьшить порожний пробег; отслеживать состояние водителей и моменты отгрузки/приемки груза и так далее».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Я бы не путал блокчейн и автоматизацию. В первую очередь, речь пойдет не о снижении издержек в прямом виде – технология позволит избавиться от контрафакта, мошенников и теневых игроков. Появится возможность четко определять качество конечной продукции и обеспечит доверие на всех этапах движения товаров – от производства сырья до дверей покупателя. И уже следствием этого станет экономия.

Конкретные участки оптимизации, к примеру, таковы: сокращение цепочек посредников, управление процессом взаимных платежей онлайн; онлайн-отслеживание отправки всеми заинтересованными сторонами; нахождение оптимального транспорта для доставки; исключение «холостых» пробегов и соответственно удешевление услуги доставки; исключение риска скрытого повреждения груза с точки зрения определения ответственного; максимальное использование аналитических возможностей для участников платформы; исключение ошибок, вызванных "человеческим фактором"; оптимизация доставки сборных грузов и многое другое».

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«Блокчейн-технология должна помочь оптимизировать транспортные издержки и издержки на хранение, и содержание запасов, перегрузку. Что, в свою очередь, приведет к снижению транзитного срока и общей стоимости. Она позволит также оптимизировать все, что связано с банковским блоком: кредиты, лизинг, овердрафт, а также издержки на посредников, в коих уже не будет прежней надобности, издержки на обеспечение и поддержание безопасности существующих баз данных, издержки на персонал».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Издержки, связанные с документированием каждого звена логистической цепи, так как передача информации от одного звена к другому может просто исчезнуть. Например, передать контейнер, прибывший в морской порт, автоперевозчику для дальнейшей транспортировки смогут одним нажатием клавиши на компьютере».

IT-попутчики блокчейна

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«Я считаю, что эффективно функционировать блокчейн будет в сочетании с действующими CRM и аналитическими системами. Например, BI , а также с системами электронного документооборота, в который вовлечены все участники логистической цепочки. Кроме того, эффективная интеграция блокчейна будет способствовать повышению безопасности хранения данных и позволит реализовать потенциал Big data с точки зрения оптимизации бизнес-процессов».

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия:

«В сочетании с online GPS-отслеживанием, электронным обменом данными EDI , усиленной электронной подписью/токеном, новыми «умными» трекерами и датчиками, которые приведут к появлению новых услуг или росту операционной эффективности логистических решений c использованием Internet of Things , трекингом истории происхождения товара/документооборота. Например, для валидации подлинности бренда или истории цепи поставок для продуктов питания».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Основным критерием успеха мы считаем наличие не только IТ-инфраструктуры, но и мощной "производственной" составляющей, что позволяет нам придумывать, проектировать, тестировать и выводить на рынок не просто идеи, а реально работающие и востребованные продукты.

Вместе с тем подчеркну: в погоне за технологиями нельзя забывать о «физической реальности». Применительно к логистике это означает, что доставка обеспечивается машиной, и на среднем горизонте времени эта ситуация не изменится. До массового внедрения, скажем, дронов или беспилотных автомобилей, пройдут годы. Так как нужно перестроить всю инфраструктуру, разработать соответствующее законодательство, создать надежные модели как машин, так и искусственного интеллекта, ими управляющего».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Существует несколько платформ, на которых реализована технология блокчейн, но пока очевидного лидера на этом рынке нет. При появлении такой технологии мы сможем внедрить ее в наш существующий документооборот, осуществив интеграцию блокчейн-решения для цепи поставок с ERP-системами клиентов и нашими IT-решениями, такими как WMS , TMS «Портал поставщиков» и другими».

Пока не применяем, но присматриваемся

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«На сегодняшний день у нас есть возможность развивать смарт-контракт на базе грузоотправителей и грузоперевозчиков при условии активного сотрудничества всех участников процесса перевозок. На мой взгляд, для этого необходима законодательная поддержка перевода сопроводительного документооборота по всем логистическим процессам в электронный вид».

Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»:

«О внедрении смарт-контрактов в нашей компании пока говорить рано, поскольку необходимо создать все предпосылки. Сам рынок должен быть готов к таким правилам игры.

Например, в настоящий момент мы плотно занимаемся задачей внедрения электронного документооборота при взаимодействии с клиентами и партнерами. Первые тесты с одним из крупнейших контрагентов проведены, и они показали проблемы, которые мешают двигаться вперед. В их числе отсутствие во многих компаниях внутренних регламентов, которые легализуют использование документооборота, плюс внесение изменений в текущие договора, нормативные документы и тому подобное. На этом этапе мы и сталкиваемся со сложностями, которые крупные компании не готовы решить быстро в силу своих бизнес-процессов.

Поэтому внедрение технологий блокчейн – вопрос времени, и наша компания, и наши клиенты будут стремиться перестроиться и работать в условиях новой действительности».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Мы продолжаем работу в нескольких направлениях, однако я пока не хотел бы раскрывать детали. Анонсирую только, что в ближайший год отрасль увидит сразу несколько интересных продуктов, основанных на применении блокчейна».

«В ближайший год отрасль увидит сразу несколько интересных продуктов, основанных на применении блокчейна»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«Отвечу коротко: да, есть. С помощью умных контрактов мы планируем находить новых клиентов, снижать расходы и увеличивать объемы продаж. Смарт-контракты должны помочь быстрее заключать договоры, сокращать сроки, необходимые для оформления сделок, эффективнее проводить финансовое планирование и учет».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Смарт-контракт или компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в блокчейн, также применим в документировании цепи поставок.

В основании любого действия цепи поставок обычно используется SOP . Формализация операционной процедуры и автоматический контроль ее исполнения может стать основой смарт-контракта, когда стороны выполняют свои обязательства в полном объеме и производится оплата за выполненные услуги.

Сертификат качества услуг STS Logistics ISO-9001 означает, что все операционные процессы компании должным образом документированы и регулярно измеряются. При появлении удобной в применении технологии блокчейн и смарт-контрактов, мы сможем описать в терминах смарт-контрактов существующие процессы».

logirus.ru

Логистика по блокчейну

Вы, скорее всего, слышали про блокчейн, и даже в общих чертах представляете, что это такое. О применении блокчейна в логистике вы, возможно, знаете меньше, но были бы не против узнать побольше. Мы попытаемся понятным языком рассказать о технологии, которая позволит операторам морских контейнерных линий ежегодно экономить около $38 млрд в год, и о тестовом внедрении технологии. 

Просто о сложном  

Представьте: на рабочем столе вашего компьютера есть папка, озаглавим ее «Кошмар». Ничего удивительного для генерального директора экспедиторской компании, задача которой вовремя доставить партию женской обуви из Италии в Екатеринбург. Ведь еще пара недель – и сезон закончится, опоздать нельзя.

В папке «Кошмар» много файлов: договоры по морской и автомобильной перевозке в формате Word, договор на вывоз контейнера из порта в pdf, транспортные накладные, отсканированные таможенные декларации и пр. Это лишь часть  документов, сопровождающих процесс. Ведь кроме этого необходимо взаимодействовать с подрядчиками и их контрагентами. При этом часть информации хранится в многочисленных мессенджерах, электронной почте, да вообще - где угодно.  Вы можете внести в любой файл изменения, потерять или  по ошибке удалить его. От этого и возникает ощущение кошмара, информационного хаоса.

Теперь представьте иную ситуацию. В единой системе собраны все файлы – абсолютно все документы по перевозке груза (за исключением разве что коммерческих договоров) в одном формате.  То есть все коносаменты, накладные, декларации, сертификаты, кому бы они ни принадлежали, - на месте, на виду.

Вы не можете внести изменения ни в один из документов. Дело в том, что они, как вагоны в составе поезда, сцеплены друг с другом. «Хвостик» декларации в виде программного кода служит началом накладной, а уже ее «хвост» размещается в следующий документ. Более того, все документы лежат точно в таком же виде не только у вас, а у всех участников процесса перевозки. Разумеется, что все компьютеры объединены в специально разработанную для этой цели сеть.  

Так простыми словами можно описать технологию блокчейн: разные части данных (блоки) сцеплены друг с другом в цепочку (чейн, от английского chain – «цепь») и доступны всем причастным сторонам. Технологию еще называют «открытым реестром», «распределенным реестром», «публичным реестром», поэтому далее в тексте будем использовать эти выражения как синоним понятия «блокчейн».

К чему такие сложности?

Такой принцип хранения и обмена информацией исключает возможность подделки данных, поскольку ее почти невозможно изменить. Заведенный единожды документ, тот же коносамент, расписка или сертификат соответствия, остается в системе в первоначальном виде навсегда.

Экспедитор уверяет, что отправил документы почтой, но они потерялись?   Кто-то в порту внес изменения в сопроводительные бумаги? Что ж, это элементарно проверить, ведь документы уже давно в публичном реестре, и достаточно лишь сверить данные. Все ходы записаны, и переписать их нельзя.

Цепочка поставок как на ладони и доступна всем, по сути «высечена в граните» – вот суть технологии блокчейна в логистике. За несколько минут можно проследить весь путь товара и увидеть, какая информация, когда и кем вносилась в систему. 

Немаловажный плюс распределенного реестра – защита от кибератак и технических неполадок.

Например, при DDOS-атаке множество компьютеров отправляют запрос на конкретный сервер, и если количество «визитов» превышает возможности сервера, он перегружается и «падает». Как следствие, вы остаетесь без возможности купить авиабилеты или забронировать место для  контейнера на судне через интернет. Даже если в компании остались «здоровые» компьютеры (часто именно так и происходит), им не с чем работать, поскольку базы находятся на «зараженных» серверах.  Если же информация разбросана по многим компьютерам, то даже одной «здоровой» машины со всей необходимой информацией достаточно для работы.  

Однако важно понимать, блокчейн – технология, которая упорядочивает только документооборот. И все.

Благодаря публичному реестру менеджеры логистических компаний не станут формировать оптимальные маршруты, а процесс крепления грузов в контейнере не станет более совершенным и контролируемым. Блокчейн не имеет никакого отношения, например, к искусственному интеллекту, самообучению машин, сбору и анализу больших массивов данных для выработки оптимальных решений, а также к планированию деятельности трудовых коллективов, как это делают CRM-системы. Эта технология не застрахует от ошибок при заключении договора, то есть не выполнит за юристов их работу, а финансистам не поможет адекватно рассчитать затраты. Но она позволит существенно сократить время на документооборот, быстро находить то звено перевозки, где была допущена ошибка, и сократить  затраты бизнеса из-за потерь, хищений и подделки документов.

Параллельный мир биткоина

Еще один немаловажный момент, на котором стоит отдельно заострить внимание. Нередко самую первую и популярную криптовалюту в мире - биткоин отождествляют с технологией распределенного реестра. Это неудивительно: идея публичного реестра и была создана для того, чтобы сделать возможным появление криптовалют. Но к настоящему времени блокчейн уже вышел за пределы криптомира и живет самостоятельной жизнью.

Отношения между реестром и «битком» можно описать как взаимодействие компьютера в виде некой инфраструктуры и отдельных программ, которые на нем могут быть запущены. Блокчейн – это «компьютер», на который вы можете установить много программных продуктов, в числе которых и биткоин, а также иные сервисы и приложения, не похожие на биткоин даже отдаленно. Так, реализуемые в логистике на блокчейне проекты не используют криптовалюты ни в каком виде.

Спойлер: логисты в восторге от блокчейна

Британский экспедитор Marine Transport International (MTI) летом 2017 года провел  тестовую перевозку с помощью распределенного реестра. Груз – контейнеры с переработанными отходами, которые требовалось доставить морским и автомобильным транспортом до пункта назначения в Великобритании.

Все участники цепочки были включены в специально разработанный блокчейн: продавец, покупатель, морской и автомобильный перевозчики, таможенные органы и терминалы. Каждый из них вносил информацию о своих операциях с грузом, которая, как это и принято в рамках данной технологии, была доступна в режиме реального времени коллегам.  

Как пояснил генеральный директор MTI Джоди Кливорт (Jody Cleworth), обмен цифровой информацией в режиме реального времени в замкнутой системе позволил на 90% сократить расходы на бумажную работу. Кроме того, удалось существенно оптимизировать коммуникации между участниками процесса. Специалистам просто не понадобилось вести активную переписку и совершать звонки. Вся коммуникация была унифицирована благодаря тому, что все общались в одном месте в одном формате, а возможность отслеживать происходящие в данный момент с грузом операции позволила своевременно подготовиться к выполнению последующей части работ.

Морской перевозчик Maersk и компьютерный гигант IBM также в 2017 году произвели несколько пилотных контейнерных перевозок – от продукции Schneider Electric из порта Роттердама в порт Ньюарк до перевозки груза авокадо из Кении и апельсинов из Китая в Европу.

Схема та же, что и у MTI: все участники процесса были подключены к системе, следили за ходом перевозки и вносили свои данные о выполненных ими манипуляциях с грузом.

Результаты и MTI и Maersk оказались позитивными. «Наш эксперимент показал силу блокчейна, который в скором будущем будет применяться в логистике повсеместно», - заявил Джоди Кливорт в одном из интервью по итогам пилотного проекта. Он добавил, что разработка реестра не является чем-то сложным и неплохо сочетается с уже имеющимися в его компании информационными системами. «Любой логистический бизнес, будь то перевозка по морю, воздуху или земле, выиграет от применения блокчейна», - уверен генеральный директор-первопроходец.

Вице-президент IBM Рамеш Гопинат (Ramesh Gopinath) заявил, что целью его компании является активное применение новой технологии. По его словам, в 2017 году через блокчейн должно пройти 10 млн контейнеров Maersk из ежегодно транспортируемых перевозчиком 70 млн. В будущем систему планируется распространить на весь бизнес. Более того, Рамеш Гопинат не сомневается в том, что новинка будет использоваться и другими океанскими линиями. По его расчётам, при стоимости транспортировки контейнера (вместимость не указана) с авокадо из Кении в Нидерланды в $2000 на документооборот уходит около $300. Сколько из этих $300 можно сэкономить, он не уточнил, но подсчитал, что все морские контейнерные перевозчики могут сократить свои затраты на $38 млрд в год – неплохая выгода для отрасли, переживающей не лучшие времена.

Идете в суд? Дайте судье доступ в свой блокчейн

Совершенно очевидно, что публичный реестр значительно сократит время на судебные разбирательства между участниками перевозок.  Да и само, число таких разбирательств уменьшится. Следует признать, что о судебных баталиях, в которых в качестве доказательств применялись бы выписки из блокчейна, пока неизвестно. Однако очевидно, что услуги юристов в скором будущем окажутся менее востребованы, чем сейчас.

Действительно, теперь одной из сторон судебного процесса, чтобы обеспечить свою позицию аргументами и  стребовать неустойку с перевозчика, который не доставил груз вовремя достаточно всего лишь зайти в блокчейн, найти все нужные документы и вывести их на печать.  

Как их заверять для суда – вопрос, который еще предстоит отрегулировать. Возможно, в будущем, будет достаточно печати и подписи нотариуса из соседнего офиса, чтобы приобщить эти документы к делу, и у судьи есть вся картина относительно того, кто из участников процесса, что, когда и почему сделал или не сделал.

Теперь вспомним, как выглядит процесс коммуникации в настоящее время. Клиент-грузовладелец оформляет заявку на экспедиционные услуги по электронной почте, экспедитор связывается с перевозчиком по телефону, тот со своими субподрядчиками – по WhatsApp, кто-то с кем-то переписывается в Telegram. И где судье во всех этих многочисленных видах коммуникаций искать истину и сколько это займет времени. Даже в том случае, если общение между участниками процесса осуществлялось в одном формате, и между всеми участниками были заключены договоры на оказание услуг, проиграть дело для добросовестной компании не представляет проблемы из-за мелких, на первый взгляд, огрех.

Так, в арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области одна коммерческая структура, добросовестно выполнившая свои обязательства по факту, была признана проигравшей де-юре на основании формального, но веского в глазах суда признака. Дело в том, что переписку с контрагентом компания вела по электронной почте, отправляя письма не на тот адрес, который был указан в договоре в качестве официального. В итоге компания не смогла доказать в суде свою правоту.  Блокчейн подобные ситуации исключает.

Отметим, что мы за скобками оставили распространенные ситуации, когда стороны оспаривают заключенные ранее договоры на основании того, что они якобы были подделаны, или уверяют, что те или иные документы (допустим, товарно-транспортные накладные) уничтожены крысами или украдены. Блокчейн не доступен для крыс, воров. Это честный свидетель, торговаться с которым или пытаться его запугать бессмысленно.    

Может возникнуть логичный вопрос: нельзя ли создать компьютерную систему, скажем так, «взаимного доверия», в которой каждый участник перевозки будет вносить свою информацию и видеть действия других? Например, на базе любой из CRM-систем? Ответ: можно, и многие делают, заказывая написание корпоративных компьютерных программ, а потом добавляя в них своих контрагентов. Это  действительно рабочий вариант.

Однако распределенный реестр более надежен, поскольку информация находится на всех включенных в сеть компьютерах, а не на одном сервере, как это имеет место в случае с CRM.  CRM-система подвержена риску кибератаки или просто может споткнуться о технические неполадки или регламентные работы. Не говоря о том, что недобросовестный сотрудник компании-владельца этой системы теоретически может подделать информацию.

Блокчейн, собственно, и появился на свет, чтобы обеспечить прозрачность и надежность функционирования биткоина, избавив его от возможных мошеннических схем. Если бы существовала система, которая позволяет достичь таких же результатов без блокчейна, то создатель криптовалюты вряд ли стал бы его изобретать.

Блочное будущее

В настоящее время еще несколько перевозчиков и портов объявили о том, что изучают возможности применения публичного реестра. Порт Роттердам анонсировал, что будет тестировать различные варианты использования блокчейна в течение двух лет. Air France собирается хранить в «цепи» информацию о запасных частях и расходных материалах, разбросанных по всему миру. Сингапурский морской перевозчик PIL и порт Сингапура взяли в партнеры IBM, чтобы войти в тему.

Этот принцип уже активно внедряется и в других сферах:  от фиксирования данных о новорожденных в штате Иллинойс до внесения информации в реестр о выданных дипломах знаменитым Массачусетским технологическим институтом.  

В России первые блокчейн-проекты в логистике появятся в 2018 году. Некоторые компании-перевозчики планируют использовать их с целью оптимизации документооборота, как это делает Maersk. Еще пару стартапов намерены устроить биржи, на которых грузовладельцы смогут найти перевозчиков, а те, соответственно, - клиентов.

Но пока это частные инициативы. Самая большая интрига заключается в том, будет ли жесткое указание из правительства или Кремля внедрять блокчейн в государственных органах. Догадываемся, что у людей, которые недобросовестно зарабатывают на таможенных и околотаможенных операциях, при словах «прозрачность, доступность, неизменяемость цифровой информации» по спине должен пробежать неприятный холодок…  

 Иван Калиниченко

portnews.ru

Блокчейн как будущее логистики

О целостности и правдивости данных можно не беспокоиться, поскольку данная проблема решается за счет самой технологии блокчейна. Защита данных обеспечивается процедурой шифрования и дублированием цепочки по всей сети. Если кто-то захочет изменить информацию, содержащуюся в одном из блоков, ему придется повторно зашифровать все новые блоки в цепочке, причем не один раз, а для каждой копии на всех компьютерах сети. Учитывая, что на обработку одной такой задачи уходит 10 мин, данная операция просто невыполнима на практике. К тому же цепочка тиражируется по всей сети, она общедоступна и любой участник сети может проверить полный набор данных в цепочке.

Так что же дает данная технология на практике? Если речь идет о цепи поставок, то в таком случае информация о каждом новом шаге в производстве, транспортировке и дистрибуции товара вводится в блокчейн. Так, компания DB Schenker как экспедитор и DP World Australia в качестве портового оператора осуществляют предоставление и ввод данных о транспортировке и дистрибуции товара. Покупатель, который желает приобрести продукт, может воспользоваться специальным приложением на своем смартфоне и просканировать цифровой код на упаковке товара. Данное приложение расшифрует код и проверит достоверность применяемого блокчейна для рассматриваемой упаковки и предоставит покупателю информацию о подлинности приобретаемого продукта. Информация о продаже товара также заносится в блокчейн-сеть. Таким образом, цифровой код, нанесенный на упаковку, не может быть использован повторно для реализации контрафактной продукции.

Консорциум уже протестировал блокчейн-технологию, разработанную фирмой TBSx3, на практике в II квартале 2017 г. Она использовалась для обеспечения безопасности поставки вина из Кунаварры (Южная Австралия) в порт Циндао на северо-востоке Китая. Весь процесс испытания новой технологии отслеживался и сопровождался крупнейшей аудиторской компанией KPMG. В целом же, как заверяют разработчики из TBSx3, новая технология поможет избавиться от контрафактной продукции за счет трех степеней защиты: криптографической достоверности, логистического трекинга, реализуемого посредством искусственного интеллекта, и неизменности технологии блокчейн.

В фирме TBSx3 заявили о своей готовности к дальнейшему сотрудничеству со всеми заинтересованными в данной технологии компаниями.

truckandroad.ru

Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн - E-pepper.ru

Игорь Бахарев

Понравилась статья — поделись с коллегами

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Ошибки при доставке товара — одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются клиенты интернет-магазинов. Логистика остается консервативной индустрией, которая стремится к экономии. В то же время это перспективный рынок для блокчейн-стартапов, а крупные компании внедряют блокчейн в уже сложившиеся логистические цепочки. В частности, Alibaba Australia только на днях объявила о запуске пилотного проекта Food Trust Framework, в рамках которого доставка продуктов из Австралии и Новой Зеландии в Китай будет отслеживать с помощью блокчейна.

Автор профильного портала Bloomchain Виктор Сикирин постарался разобраться, что не так с современной системой грузоперевозок, может ли блокчейн помочь российской логистике и как связаны РЖД и блокчейн-технологии.

Заказ на блокчейне

Главная задача логистики — перевезти груз из одной точки в другую в целости и точно в срок. По пути из пункта А в пункт Б с товаром могут взаимодействовать десятки участников из разных стран: водители, экспедиторы, таможенники, чиновники. У каждого из них свои правила, требования и документы. Груз могут испортить, потерять или доставить с опозданием. Полностью контролировать всю цепочку сложно, еще труднее вовремя реагировать на внезапные сложности вроде срыва поставки.

Например, вы заказываете джинсы из США. Для организации их доставки поставщику необходимы договоры купли-продажи, транспортные накладные, отсканированные и бумажные таможенные декларации, договоры по морской и автомобильной перевозке, переводы документов и т.д. В процессе задействовано множество подрядчиков, говорящих на разных языках. Если хотя бы один из них потеряет или неправильно заполнит какой-нибудь документ, сорвется весь процесс.

Схема движения товара не менялась десятилетиями: импортер — дилер — розничная сеть. Услуги посредников обходятся в 10%-45% от стоимости доставки.

Процесс становится долгим, неэффективным и дорогим; процветают «серые» схемы. Иногда логистические ошибки могут стать критическими — например, если речь идет о доставке продуктов.

Чтобы стать эффективнее, логистические компании должны обрабатывать большие массивы данных, следить за товаром в реальном времени, обмениваться информацией с партнерами. После появления технологии блокчейн именно с ней некоторые участники рынка стали связывать возможную модернизацию системы.

Зачем блокчейн современной логистике

Сокращение документооборота и количества действий. Смарт-контракты могут значительно сократить количество бумажных документов и исключить лишние операции. Достаточно один раз прописать условия сделки — и ждать их выполнения без подписания промежуточных бумаг. В результате все процессы будут проходить быстрее.

Прозрачность и полный контроль. В блокчейне можно зафиксировать весь путь товара, от производства до полки магазина. Данные всегда доступны для всех участников процесса. Если почта потеряет документы или кто-то внесет в них изменения, все данные можно будет проверить в публичном реестре. Изменить информацию задним числом не получится.

Меньше посредников. Участники цепочки могут общаться друг с другом без сервисов-посредников — а значит, и без комиссий. Чем меньше посредников, тем ниже стоимость доставки.

Решение спорных ситуаций. Публичный реестр может облегчить решение споров между участниками процесса перевозок. Доказательством правоты в таком случае послужит запись в блокчейне.

Контроль качества. В блокчейне можно хранить информацию о товарах, производителе, сроках годности. Это позволит вычислить недобросовестных поставщиков, предотвратить неправильную маркировку товаров, обнаружить поставки контрафакта.

Блокчейн для Alibaba и РЖД

Блокчейн в одиночку не перестроит всю логистику: не проложит оптимальные маршруты для водителей, не загрузит товар, не организует работу. Скорее всего, он даже не спасет от всех ошибок. Зато технология поможет упростить документооборот, обнаружить ошибки или хищения, проследить за выполнением условий контракта.

Найти практическое применение блокчейна в логистике сегодня пытаются крупные мировые компании.

IBM рассматривает возможность создания системы на базе блокчейна, которая объединит производителей, поставщиков и розничные сети. В проекте участвуют Walmart, Kroger, Unilever, Nestle, McCormick, Tyson.

Торговая онлайн-платформа TMall совместно с логистической компанией Cainiao, будет использовать технологию блокчейн в своей трансграничной системе снабжения товаров.

В начале года IBM вместе с крупным морским перевозчиком Maersk сообщили о совместной работе над глобальной логистической блокчейн-платформой. Интерес к блокчейну также проявляют Amazon, Alibaba, FedEx.

В России из крупных компаний о тестировании блокчейна пока сообщили только РЖД. Компания тестирует технологию на электронной торговой площадке, однако оговаривается, что речи о конкретных сроках и практической реализации пока не идет. О планах по использованию блокчейна осенью прошлого года говорил и гендиректор «Почты России» Николай Подгузов.

Туманные перспективы

Несмотря на привлекательные перспективы, эксперты и участники рынка признают, что переход логистики на блокчейн в ближайшее время вряд ли возможен. Одна из главных проблем — сложность внедрения технологии в реальную экономику и бизнес-процессы.

Еще одна задача связана с необходимостью создания единой блокчейн-экосистемы для всех перевозчиков. Нельзя забывать и о том, что логистический бизнес, предполагает постоянное изменение. Вопрос о том, как обеспечить корректную работу смарт-контрактов в таких условиях, остается открытым. Так же, как и вопрос коммерческой тайны, с которой трудно совместить один из базовых принципов блокчейна — прозрачность данных.

«Блокчейн хорошо работает там, где высокое (100%) качество данных и не предполагается мультивариантность. Поэтому в логистике он может применяться только на определенных участках; например, во взаиморасчетах».

«Строить цепочки для всего процесса нецелесообразно — слишком высокие затраты ресурсов. Качество данных в отрасли недостаточно высокое: существует много взаимозависимых этапов, по которым в системе может быть различная информация, и нет понимания, как это контролировать», — говорит Сергей Климаш, директор по информационным технологиям компаний DPD и SPSR Express.

Некоторые участники рынка уверены, что блокчейн будет использоваться в сфере грузоперевозок, так как строить современную логистику без передовых IT-решений невозможно. У технологии есть перспективы в отрасли, но ей мешают правовая неопределенность, технические сложности, непоследовательность и несговорчивость перевозчиков.

Понравилась статья — поделись с коллегами

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

e-pepper.ru

Блокчейн в логистике: перспективы развития технологии

Более чем десятикратное увеличение курса биткоина только в 2017г. вызвало рост интереса к криптовалюте во всем мире. Миллионы пользователей хранили ее в блокчейн кошельках. В понимании людей, далеких от IT, термины «биткоин» и «блокчейн» оказались накрепко связаны. Между тем, блокчейн – это основа, технология, на базе которой создается любая криптовалюта.

Область ее использования – не только виртуальные деньги, а многие отрасли человеческой деятельности, которые нуждаются в распределенной, прозрачной, надежно защищенной от взломов базе данных. Построение цепочки блоков, содержащих доступную всем участникам процесса и не подлежащую изменению информацию, способно произвести серьезные изменения в управлении грузовыми потоками. Применение блокчейна в логистике может произвести прорыв в данной индустрии.

Революция в логистике в XX веке: изобретение контейнерной перевозки

Привычные сегодня контейнеры для перевозки грузов начали применяться в США менее ста лет назад после второй мировой войны. Сначала это была просто удобная тара, не более того. В пятидесятых годах прошлого столетия были изобретены интермодальные контейнеры, а в 1956 году произошла первая перевозка с их использованием. Позже эту дату назовут революцией в сфере логистики.

Важно! Интермодальная перевозка – это доставка груза в стандартном контейнере различными видами транспорта с перегрузкой с одного на другой без присутствия владельца или его представителя по единому документу.

Таким образом стандартный контейнер создал протокол, определенные правила взаимодействия различных перевозчиков. В 1968 году разработаны первые стандарты ISO, регламентирующие размеры и грузоподъемность многооборотной тары. В дальнейшем появились стандартные контейнеры-холодильники, цистерны, емкости для сыпучих грузов, тара с особыми требованиями к вентиляции.

В 1972 году были разработаны единые правила безопасности и принята Конвенция по безопасным контейнерам. Доставка грузов стала намного эффективнее. Упростился процесс контроля со стороны отправителя, ведь отслеживать контейнер, снабженный специальным кодом или номером легче, чем груз в индивидуальной таре.

Применение технологии блокчейн для управления перевозками в XXI веке

Блокчейн – это система, идеально подходящая для упорядочения документооборота в грузоперевозках. До начала отгрузки всеми участниками одобряется смарт-контракт. Это компьютерный алгоритм, который способен на каждом этапе исполнения сделки между отправителем, перевозчиком и получателем проследить соблюдение ее условий. Если сделка сложная, смарт-контрактов может быть несколько.

Важно! Все действия на любом этапе записываются в блокчейн и становятся доступными для всех участников. Информацию о них удалить невозможно, потому что она хранится на каждом компьютере, задействованном в цепочке.

За считанные минуты можно проследить путь груза и определить, какая информация, кем и когда вносилась в цепочку данных. Если условия сделки нарушены, смарт-контракт включает заложенный в нем алгоритм урегулирования. Средства, предназначенные к выплате продавцу, блокируются в блокчейне. При успешном завершении сделки оплата переводится в оговоренное контрактом время. За счет упорядочения документооборота можно решить актуальные на сегодняшний день проблемы:

  • существенно сократить персонал, занимающийся оформлением документов;
  • быстро находить звено, в котором была допущена ошибка;
  • избавиться от издержек из-за потери, хищения либо подделки документов;
  • сократить число судебных разбирательств между участниками сделки на перевозку груза, а также время, затрачиваемое судом на изучение многочисленных документов.

На сегодняшний день наибольшие перспективы применение технологии блокчейн имеются именно для оптимизации документооборота, переводу его в электронный вид, фиксированию в блоках единой цепи. Это немало, по данным вице-президента IBM Рамеша Гопината при стоимости транспортировки контейнера с фруктами из Кении в Нидерланды в $2000, 300 из них расходуется на документооборот.

Скорость и цена перевозки, сертификация товаров

Внедрение технологии блокчейн, помимо оформления документов, сможет положительно повлиять и на другие важнейшие стороны грузоперевозок:

  1. Проблема холостых пробегов из-за перекосов в балансе импорта и экспорта в регионах. Это приводит к повышению перевозчиками цены в два раза.
  2. Проблема информационных барьеров из-за фрагментации рынка, отсутствия понятных алгоритмов для расчета платежей. Это вынуждает владельца груза тратить время и средства на сбор сведений о ценах у различных перевозчиков.
  3. Проблема отсутствия данных о пустых контейнерах.

Применение смарт-контрактов и технологии блокчейн способствует прозрачности рынка грузоперевозок. Разработанная по заказу одного контрагента платформа может стать доступной многим и определять стандарты качества услуг для всех игроков рынка. За счет открытого взаимодействия всех участников цепочек и сокращения затрат времени и труда снизятся цены на перевозки. Создание единого информационного пространства откроет для владельцев грузов новые возможности.

Следующим шагом в применении прогрессивной технологии может стать отслеживание товаров в процессе перевозки и проверка соответствия их существующим требованиям.  Если каждый товар промаркировать QR-кодом в момент его производства, а этот код и все данные о товаре внести в блокчейн, тогда доступен контроль за всем, что происходит с товаром, в том числе и во время перевозки. Торговым сетям и покупателям можно будет легко узнать, где был произведен товар, из чего он изготовлен, каким транспортом и в каких условиях перевозился и другие данные.

Блокчейн как протокол

Протокол – это определенный набор правил и последовательных действий, на основании которых передаются данные. Для осуществления главной цели – доставки груза потребителю, с помощью блокчейна, нужны усилия компаний, которые уже имеют опыт в грузоперевозках.

Blockchain в логистике может систематизировать процесс управления перевозками, создать цепочку блоков, регистрирующих информацию на каждом этапе, в распределенной на компьютерах всех участников базе данных.

С целью объединения ведущих компаний в области грузовых перевозок, разработки технологии и стандартов блокчейн, создан альянс Blockchain in Transport Alliance (BiTA). Его цель:

  1. Возглавить создание и внедрение единых требований, на основании которых участники смогут создавать свои приложения.
  2. Создать платформу для диалога компетентных и заинтересованных сторон по вопросам применения блокчейн в логистике.
  3. Продвигать блокчейн технологии в сфере грузоперевозок.

Альянс уже объединяет десятки компаний, включая крупнейшие, которые заинтересованы в том, чтобы попробовать внедрить новое инновационное направление. Однако, как показывают опросы, большинство участников рынка грузоперевозок не знают о технологии, либо пока не рассматривают использование блокчейн в своей деятельности.

Использование блокчейн: готов ли к нему рынок грузоперевозок

Внедрение новых технологий, тем более сулящих очень серьезные изменения, всегда происходит с определенными трудностями. Выработка общих стандартов – вопрос времени. На сегодняшний день, компании, которая решится работать по-новому, придется выполнить все этапы:

  • разработать стандарты;
  • создать блокчейн;
  • создать все приложения и интерфейсы.

Это не только трудоемко, но и очень дорого. Технология оправдывала бы себя, если бы разработка общей платформы велась на инвестированные многими компаниями средства. Чем больше количество участников, тем выше выгода каждого.

Еще одна трудность на пути внедрения блокчейн – недостаточная осведомленность. Логистические компании попросту не знают о технологии и ее преимуществах. Только 1% перевозчиков попробовал внедрить blockchain logistics, и 35% изучают его возможности. Оставшиеся 64% пока не проявили интереса.

Можно упомянуть о нехватке специалистов по созданию блокчейна и смарт-контрактов, но этот вопрос решается проще других. Многие престижные высшие учебные заведения уже ввели в свои программы соответствующие курсы.

Опыт первых проектов с блокчейн

Серьезные возможности, которые предоставляет новая технология, все-таки привлекают внимание крупнейших мировых компаний. Начало экспериментам по ее применению было положено в 2016 году. Компания Wells Fargo и Банк Содружества Австралии первый раз применили блокчейн и смарт-контракты при перевозке большого объема хлопка из США в Китай.

Оба участника эксперимента – члены консорциума, созданного финансово-технологической исследовательской компанией R3, специализирующейся на применении блокчейн в финансовой сфере.

В этот же период крупнейшая сеть американских супермаркетов Walmart начала взаимодействовать с один из крупнейших в мире разработчиков программного обеспечения компанией IBM в целях цифрового отслеживания поставок китайской свинины. После получения хороших результатов руководство сети решило контролировать доставку других продуктов с применением блокчейн.  Walmar запатентовала «умные посылки», использующие технологию для транспортировки скоропортящихся продуктов. В цепочку данных вносятся сведения о содержимом продуктов, температуре и влажности внешней среды, измеряемых специальными устройствами.

Первого февраля 2018 года компания Газпром нефть реализовала пилотный проект в ходе доставки запорной аппаратуры на очень логистически сложном участке. Реализация производилась в несколько этапов:

  1. На запорную арматуру были установлены радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS).
  2. Во время отправки с предприятия-изготовителя был сформирован электронный документ, содержащий все сведения о поставке.
  3. GPS-датчик отражал продвижение груза на базу в г. Мурманске. Фиксировалось все: скорость, количество и места остановок, их продолжительность.
  4. Все полученные с устройств данные были зафиксированы смарт-контрактом и внесены в блокчейн, где для каждой операции с грузом формировался новый блок.

Результаты пилотного проекта одобрены руководством компании, принято решение продолжать внедрение блокчейн технологии.

Стартапы в логистике: ориентировка на блокчейн

В 2017г. компания IBM и мировой лидер в сфере контейнерных перевозок Maersk протестировали технологию блокчейн при транспортировке партии французской электроники из Роттердама в Ньюарк. Все этапы прохождения груза от завода в Лионе до порта Роттердам, далее через океан получателю, включая оформление на таможенных пунктах, заносились в блокчейн. Результаты эксперимента настолько впечатлили руководство Maersk, что в 2018 году. она совместно с IBM объявила о создании нового предприятия. Задачей его будет разработка блокчейн платформы, которая может быть использована во всей мировой логистике.

Еще один стартап, успешно занимающийся внедрением блокчейн технологии – ShipChain. К этому проекту уже присоединились многие известные специалисты. Платформа ShipChain внедряет смарт-контракты на базе Ethereum. Новые технологии позволяют отказаться от услуг брокеров, которые достаточно дороги. Создаваемая платформа выступает в качестве единого цифрового грузового и таможенного брокера для всех перевозчиков.

Компания Filament занимается разработками для интернета вещей с 2012 года. Этот стартап привлекает средства инвесторов, среди которых Intel Capital, Samsung, NEXT и другие крупные компании. Недавно Filament разработал устройство, названное Blocklet чип. Он позволяет передавать данные с любого датчика непосредственно в блокчейн. Прикрепленный к грузовому контейнеру, он сможет информировать отправителя и всех участников сделки о своем местонахождении, температуре, влажности, любых других условиях, интересующих заказчика. В будущем этот чип сможет выполнять еще множество функций, например, оплачивать таможенные сборы.

Какими темпами будут развиваться блокчейн технологии, пока неизвестно. Понятно одно: обойти вниманием такие уникальные возможности, которые они предоставляют в области логистики, не сможет ни одна компания. Иначе она просто не выдержит конкуренции на рынке грузовых перевозок.

cryptoperson.ru